Искусство Чечни XIX–XXI веков

12 мая 2022 г., четверг

Одним из наиболее ярких и доступных событий можно назвать выставку «Искусство Чеченской Республики XIX–XXI веков», развернувшуюся в стенах Центра «Эрмитаж-Казань». Утверждать это можно по двум причинам. Во-первых, экспонаты из коллекции Музея Чеченской Республики, который через 2 года отметит свое столетие, приехали в Татарстан впервые. Во-вторых, экспозиция будет работать целый месяц, так что возможность своими глазами увидеть диковинки Кавказа будет у всех желающих.

На экспозиции представлено более ста произведений — живопись второй половины XX — начала XXI веков, предметы декоративно-прикладного искусства XIX—XX веков и современности, национальные костюмы, предметы быта, народные музыкальные инструменты. Открывая выставку, генеральный директор Музея Чеченской Республики Залина Мамаева поблагодарила гостей открытия и представителей «Казанского Кремля» «за теплый прием и высокий уровень подготовки мероприятия».

Второй зал выставки открывают картины авангардистов Вахита Заураева и Шамсудина Ахмадова, представителя молодого поколения — Аслана Бугаева и других художников. Вообще, этот зал куратор проектов Музея ЧР Мария Филатова обозначила как «мужской». На картинах — веселое застолье джигитов, в центре — национальные костюмы, а вдоль стен — витрины с уникальными образцами холодного и огнестрельного оружия.

Куратор отметила, что один мастеровой кинжал стоит скакуна или даже целого дома. Кинжалы уже при изготовлении разделяли на бытовые, боевые и праздничные. Изготавливали их отдельно мастера кинжалов, а ножны и оправу делали уже ювелиры. Как правило, это были целые династии мастеров, а работали на производстве всей семьей — если мужчины отливали оружие и ножны и инкрустировали его, украшали в основном растительными орнаментами — древом жизни, то женщины полировали оружие, доводили внешний вид «до ума».

Завораживают взоры и мужское облачение — праздничная белая бурка и того же цвета папаха считались наиболее ценными. Они просто необходимы в быту — зимой греет и играет роль палатки, если требуется, летом защищает от палящего солнца. Недаром считается, что папаху можно потерять только вместе с головой, в остальных случаях это недопустимо.

В этом же зале располагается еще одна ценность — традиционный чеченский войлочный ковер истанги. Он изготавливается методом аппликации, используется шесть овец осенней стрижки, так называемая «нагулянная». Красители использовались исключительно натуральные — грецкий орех, чабрец, гранат. Поэтому и цвета в основном терракотовые, либо яркие бордовые, но неизменно насыщенные. Рисунок преимущественно солярный, растительный — то же древо жизни и рога животных. Это символичные пожелания благоденствия, богатства, большого и здорового потомства.

Наконец, третий зал экспозиции — «женский». Здесь больше мелких деталей — ювелирные украшения, медная посуда, орудия труда рукодельниц, женские портреты и костюмы со множеством аксессуаров. Так, традиционный наряд молодой женщины изготавливали из дорогих тканей — шелка, парчи, бархата и атласа. Его украшали кружевом, галунами, а иногда и золотым шитьем.

Если девушкам полагались светлые тона, то дамы в возрасте носили исключительно темное. Голову чеченки издавна прикрывают платком или легкой шалью, которые символизируют целомудрие. Что касается украшений, то одним из важнейших считалось нагрудное массивное колье, напоминающее татарское хаситэ. Оно состоит из 12—16 пар серебряных застежек с орнаментом, напоминающим виноградную гроздь. До начала прошлого века также широко использовались серебряные пояса, порой в золотой или позолоченной оправе. Обычно пояса и нагрудные украшения дополняли друг друга.
 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International