ыставка шедевров из собрания Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан в Центре «Эрмитаж-Казань» в Казанском Кремле. В торжественном открытии уникальной экспозиции «Гений века...» принял участие Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, при содействии которого этот проект был претворен в жизнь.
Рустам Минниханов поблагодарил команду Третьяковки, а также работников татарстанских музеев, подключившихся к проекту.
«Я думаю, что мы реализовали уникальный проект для нашей страны, когда главные музеи – Третьяковская галерея и наш музей – организовали такую выставку. Я уверен, что это – хороший сигнал, когда эти ценности доступны не только для жителей и гостей Москвы, но и для казанцев», – подчеркнул Президент Республики Татарстан.
В свою очередь Зельфира Трегулова выразила особую благодарность Президенту РТ Рустаму Минниханову за «его широту мышления и желание изменить ситуацию с музеями и выставочными площадками РТ» и назвала проект «прорывным» и обозначившим новый стандарт музейных выставок в регионах.
— «Гений века» — начало нашего долгосрочного сотрудничества с коллегами из Татарстана. Основная цель выставки — объединение усилий для внедрения в музейную жизнь республики новейших технологий, максимального привлечения внимания зрителя и разговора с ним на самом современном языке, — рассказала «Известиям» генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. — «Гений века» — начало нашего долгосрочного сотрудничества с коллегами из Татарстана. Основная цель выставки — объединение усилий для внедрения в музейную жизнь республики новейших технологий, максимального привлечения внимания зрителя и разговора с ним на самом современном языке, — рассказала генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Выставка включает работы художников и скульпторов начала ХХ века. Каждый зал объединяет близких по духу мастеров, которые, как правило, имели общие эстетические взгляды. Выставка открывается декоративным панно «Полет Фауста и Мефистофеля» (ГМИИ РТ) Михаила Врубеля, который по праву признан родоначальником живописи ХХ века и русского символизма. Его творчество также предвосхищает мистические настроения, которыми овеяны многие произведения художников «Голубой розы». Полярному состоянию радости сиюминутного бытия посвящали свою живопись «русские импрессионисты» и, прежде всего, Константин Коровин. Схожий темперамент в работе с красочной фактурой проявляли художники раннего авангарда, которые объединились в группы «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». Однако они придерживались более смелых взглядов. Последний, постреволюционный раздел дает возможность увидеть эволюцию заявленных в начале века направлений в принципиально ином до-соцреалистическом контексте 1920-х годов. Особенно ценно, что многие картины, предоставленные Третьяковской галереей, являются неотъемлемой частью постоянной экспозиции музея и редко покидают его стены, как, например, «Царевна-Лебедь» Михаила Врубеля – жемчужина выставки и ее эмблема. Кроме того, встреча двух музейных собраний дает возможность произведениям обрести свое «родство». Так, например, картины художника М.Ларионова «Провинциальная франтиха» из фонда Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (1907 год) и «Провинциальный франт» из фонда Государственной Третьяковской галереи (1909 год) впервые за многие годы будут показаны вместе.